Диабет – не препятствие!

mm

Gunta Freimane

Магистр психологии, ответственный редактор журнала «Диабет и здоровье», председатель правления Латвийской ассоциации диабета

jelena_butikova_foto

Интервью с Jeļenа Butikovа

Доктор физических наук, ведущий научный сотрудник Института физики твёрдого тела Латвийского Уни­верситета, вице-президент Латвий­ской ассоциации диабета, пациентка с сахарный диабетом 1 типа

pavasaris-2015-pastaiga

Это первая статья, с которой в «Диабет и Здоровье» мы начинаем знакомить вас с активными людьми, которые много работают, живут активной жизнью, одновременно контролируя сахарный диабет, и, к тому же, принимают участи в работе Латвийской ассоциации диабета.

Елена также является одним из авторов «Диабет и Здоровье», поэтому её имя читателям уже знакомо.


Какова твоя история постановки диагноза сахарного диабета? Она у каждого из нас немного разная.

Когда я заболела диабетом, мне было 16. Как и у многих других молодых пациентов с диабетом, родители посчитали, что мне может помочь альтернативная медицина, и сказали прекратить вводить инсулин. Две недели я их слушала, вводила лишь инсулин продлённого действия, так как плохое физическое самочувствие приводит к тому, что человек не способен критически мыслить и правильно оценивать ситуацию. Без инъекций инсулина моё самочувствие становилось всё хуже – выраженная жажда, частое мочеиспускание, слабость, тошнота…

В то время в Латвии самоконтроль уровня глюкозы в крови можно было осуществлять, в основном, при помощи тест-полосок. Глюкометры были очень дорогими, пациенту самому нужно было сравнивать изменение цвета тест-полоски с цветовой шкалой на коробке. Хотя такое сравнение было не слишком точным, но и при таком определении уровня глюкозы в крови я видела, что он всё время повышался.

Поэтому хочу предупредить других только что заболевших молодых людей и их родителей о том, что прерывать приём инсулина недопустимо, и надеяться на чудо-средство, которое вылечило бы сахарный диабет 1 типа, бессмысленно. Таких средств нет! Соответствующее лечение необходимо начать как можно скорее!


Повлиял ли сахарный диабет на твои цели в жизни, планы, замыслы, профессиональную карьеру?

Если бы я хотела стать профессиональной спортсменкой, сахарный диабет, несомненно, повлиял бы на мою жизнь. На данном этапе мне нужно учитывать, что перед долгой прогулкой нужно будет снизить дозу инсулина, поэтому такие вещи нужно планировать своевременно. В остальном, я не чувствую влияния сахарного диабета на свою жизнь. Каждый человек время от времени может чувствовать себя плохо, может простудиться или заболеть гриппом. Я не болею чаще своих друзей и коллег.


Приходилось ли тебе чувствовать какое-­­то особое отношение со стороны коллег, знакомых, других людей, в связи с тем, что у тебя сахарный диабет?

Я никогда не скрывала свою болезнь от друзей, коллег и знакомых, и мне приходилось измерять уровень глюкозы в крови и вводить инсулин в присутствии других. Мои коллеги сами понимали, что означают такие действия, ведь существует информация о сахарном диабете, и общество довольно хорошо о нём информировано. Некоторые задавали мне вопросы, что конкретно я делаю, и зачем это нужно. Я знаю, что некоторым приходится выслушивать советы и о том, как «правильно жить», и как «вылечиться», но мои коллеги так со мной никогда не вели.

Следует, однако, отметить, что я работаю в академической среде.


Как складывалось твоё отношение с врачами, в том числе – с эндо­­кри­­нологами?

Я считаю, что мне с врачами повезло. Я всегда могла получить ответы на вопросы, объяснения, а также направления на обследования, если это было необходимо.

Но я сама искала и находила большое количество информации, а также многое узнала, принимая участие в работе Латвийской ассоциации диабета и международных мероприятиях.


Как тебе помог интерес к сахарному диабету, например, к результатам исследований, проведённых в этой области?

У нас не всегда есть возможность убедиться, имеют ли научные результаты отношение к реальной жизни.

Например, результаты исследований доказывают, что компенсация сахарного диабета 1 типа тесно связана с тем, сколько раз в день пациент с сахарным диабетом измеряет уровень глюкозы в крови. Но тест-полоски для определения уровня глюкозы в крови стоят сравнительно дорого, поэтому трудно проверить, будет ли уровень глюкозы в крови ниже при более частом контроле, более точной коррекции доз инсулина перед едой, а также, при необходимости, коррекции уровня глюкозы в крови после еды.

Недавно меня включили в исследование, участникам которого бесплатно выдают столько тест-полосок, сколько необходимо. Поэтому сейчас у меня такой низкий гликированный гемоглобин, какого не было за последние 15 лет. В начале исследования уровень глюкозы в крови нужно было определять 8 раз в день. Мне это казалось слишком частым, а особо затруднительно было измерять уровень глюкозы в крови после еды, когда я часто была в пути на работу. Затем участники исследования могли продолжать самоконтроль по своему усмотрению, и сейчас я измеряю уровень глюкозы в крови в среднем, 6 раз в день. Если бы мне нужно было покупать тест-полоски самой, я не смогла бы позволить себе такой режим самоконтроля, но сейчас я могу сказать, что, в соответствии с результатами исследований, с более частым самоконтролем я ­чувствую себя увереннее в том, что сахарный диабет не преподнесёт лишних сюрпризов. Также у меня реже возникает гипо­гликемии, я могу эффективнее корректировать повышенный уровень глюкозы в крови, и уровень гликированный гемоглобин стал ближе к целевым значениям.


Какие нововведения из «индустрии диабета» наиболее сильно повлияли именно на твою жизнь с сахарным диабетом?

Когда у меня диагностировали сахарный диабет, я вводила инсулин с помощью одноразовых шприцов. Флаконы с инсулином и шприцы нужно было везде носить с собой. В публичном месте было трудно незаметно сделать инъекцию. Потом в Латвии стали доступны инсулиновые ручки, тогда ещё с инсулиновыми картриджами на 1,5 мл.

С появлением инсулиновых ручек жизнь с сахарным диабетом стала гораздо проще. Это была первая техническая революция.

Затем последовала доступность глюкометров, а ещё через какое-то время – аналоговые препараты инсулина короткого действия. С этими новыми препаратами отпала необходимость в дополнительных приёмах пищи, и это было весьма ощутимо – уже не нужно было есть, когда не хотелось, но нужно было для недопущения гипогликемии.

Препараты инсулина короткого и продлённого действия также уменьшили количество гипогликемий, что существенно улучшило качество моей жизни.


Почему ты принимаешь участие в работе Латвийской ассоциации диабета?

Во-первых, хотелось бы выразить сожаление, что в работе Латвийской ассоциации диабета участвует так мало молодых людей. Можно понять, что молодые люди много работают и воспитывают детей, но у каждого из нас есть немного свободного времени.

Мы можем помочь тем, кто не столь мобилен, не читает по-английски и с компьютером «на вы». Поэтому, вступив в Ассоциацию, я перевела информационные материалы, подготовленные на латышском языке, на русский. Нехватка информации на русском языке особо чувствуется, поэтому важно, чтобы все пациенты с сахарным диабетом, живущие в Латвии, находились в одном информационном пространстве. К сожалению, информация, доступная в российских интернет-ресурсах не всегда основана на результатах современных исследований.

К тому же, работа в Ассоциации даёт мне возможность познакомиться с множеством интересных людей абсолютно различных профессий, как в Латвии, так и за рубежом, которых объединяет единственный факт – все они являются пациентами с сахарным диабетом. Я приобрела очень интересный опыт, контакты, информацию.


Чем ты занимаешься в свободное время?

Мне нравятся долгие прогулки по лесу, вдоль моря. Мне нравится ходить на лодке, хотя, как большинство из нас, могу сказать, что не всегда удаётся выкроить время для хобби. Сейчас я также увлекаюсь изучением испанского языка.

Неотъемлемая часть моей жизни – наслаждение музыкой. Музыка сильно на меня воздействует и действительно поднимает настроение в трудные моменты жизни. При переезде на новую квартиру, сразу после дивана и шкафа, я приобрела усилитель и акустическую систему.

отя я болею диабетом достаточно давно, и для действий, связанных с диабетом, имеется свой алгоритм, у меня тоже накапливается усталость от мелочей, о которых здоровому человеку не приходится задумываться. Когда кажется, что ни на что не хватает времени, а тут ещё и «диабетическая рутина», я пытаюсь представить себе несравнимо более насыщенный ритм жизни Сида Баррета, Б. Б. Кинга, Джонни Кэша или Эндрю Ллойда Уэббера, и стараюсь воспринимать трудности спокойнее.

You may also like...

Leave a Reply

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.